kruchina (kruchina) wrote,
kruchina
kruchina

Categories:

Времена и нравы.

Небольшой отрывок из книги Евгения Немировского о русских первопечатниках. Хорош для понимания нравов западнорусской шляхты XVI века. Известно, что Иван Фёдоров был вынужден уехать из Москвы и продолжал работу на Волыни и Львовщине. В разное время он пользовался покровительством гетмана Ходкевича и князя Константина Острожского. В связи с этим попадал и вот в такие переплёты:

«В марте 1575 года Константин Константинович Острожский назначил «справцей» - управителем монастыря «Ивана Федоровича» - первопечатника, оказавшегося по воле судьбы в центре феодальных распрей, бушевавших на Волыни. Неподалёку от монастыря белело хатами село Спасово, принадлежавшее Екатерине Вишневецкой, вдове гетмана Григория Александровича Ходкевича, старинного покровителя первопечатника. Между спасовцами и крестьянами деревни Кунино, принадлежавшей Дерманскому монастырю, была стародавняя вражда. Спасовцы отличались буйным нравом и не очень церемонились с соседями. Наезды ограбления, поджоги были обычным делом. После смерти Ходкевича, пользовавшимся большим влиянием на Волыни, кунинцы решили расплатиться со спасовцами. Получилось так, что как раз в это время в Дермани появился Иван Фёдоров.

8 августа 1575 г. возный Луцкого повета Юрий Рогачовский, побывав в Спасове, засвидетельствовал, что видел «у Волхова луга сено в двадцати местах попалено». Сделали это, по словам спасовских крестьян, кунинцы. Они же, рассказывали крестьяне , и «двоих подданых наших Ермака и Сидора … позбивали и поранили». Ермака куницы ограбили – взяли у него 20 грошей, две косы, две сермяги и клячу с возом и хомутом.

Спасовцы тут же «для прошеня справедливости» обратились «до Ивана Друкаря, справцы монастыря Дерманского». Тот пообещал вернуть лошадь, узнать об остальных награбленных вещах, а зачинщиков наезда – Ивана Шишку и Миколая примерно наказать.

Такое, как мы бы сказали, либеральное поведение возмутило князя Острожского. … Следующий набег на спасовцев был совершен уже по прямому указанию князя – «за властным росказанем его милости князя воеводы Киевского», как свидетельствуют документы Луцкого городского суда.

2 апреля 1576 г. Иван Друкарь, справца монастыря Дерманского, «маючи при собе … слуг, бояр, подданных монастырских немало», наехали на имение спасовских панов Есифа и Василия Малиновичей: «самих панов и подданных их … позбивали и поранили», увели с собой рогатый скот и овец, забрали «сермяг пять, плахту одну, кожухов два, поясов с мошнами два, в которых мошнах было готовых грошей десять, шапки две». 26 июня и 31 августа наезды были повторены».

***

В общем, будут заливать о превосходстве европейских ВКЛ и РП над «варварской Московией» - не верьте. А любителям старопечатных книг советую: http://sobornik.ru и особенно http://orel.rsl.ru/projects/1_1.html
Tags: история, первопечатники, русь
Subscribe

  • Из Боливии.

    Староверы из Боливии возвращаются в Приморье. Пятнадцать семей староверов возвращаются в Приморский край из Боливии по программе содействия…

  • Раньше жили люди здесь.

    Отметил появление жанра, который можно назвать «этническая сатира». Впрочем веселого в этой сатире мало совсем. Фолк-рок, барды и прочие толкинутые…

  • Искоренение православия на Аляске.

    На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что они должны, наконец, дать настоящее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments