kruchina (kruchina) wrote,
kruchina
kruchina

Categories:

Что ни город, то норов.

Алексинцы - стрельцы.

Арзамасцы – гусятники, лукоеды. малеваны (иконописцы).

Архангельцы – моржееды, шанёжники; шаньга кислая, кровельщики. Город Архангельский, а народ в нем диавольский.

Астраханцы - чилимники (чилим - водяные орехи). Икорники. Ворвань тухлая. Белужники. Разбойники. Дуванщина. - Астраханцы кобылятину вместо былорыбицы в Новгород слали. - Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны). В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).



Балахонцы - гагары. - Балахонская гагара. - Балахна стоит рот распахня.

Бежичане - колокольню рожком подколотили. (вытряхивали табак из рожка)

Белозерцы - белозерские снетки

Белорусы - литвины, земляники, землекопы, лапотники. Белошапошники, магерки (валеные шапки). Как не закаивайся литвин, а дзекнет. Только мертвый литвин не
дзекнет. Разве лихо возьмет литвина, чтоб он не дзекнул.
Это, видно, решета гоном гнали (сказал литвин, глядя на лапотный след по дороге).

Боровичане - Луковники. Луку, луку зеленого! - волнушечники, водохлебы.

Борисоглебцы - кислогнездые. (Большая часть жителей Борисоглебска состояла прежде из скорняков и клейщиков. Дома и дворы их, издавали самый неприятный запах. Прохожие, проходя Борисоглебск, с досады говаривали: «Кислогнездые!»)

Брянцы – куралесы

Буевцы - Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот сидел. (Есть народное предание, что когда-то татары хотели разорить город Буй; но, не зная к нему дороги, шатались из леса в лес). —Буй городок, отбей кошелек.— Домоседы. Лесники.

Валдайцы - колокольники.

Варнавинцы - медовики

Васильцы (на р. Суре) - стерлядники.

Верейцы - сочевники (сочи - вязенки у рыбаков и хлебенное).

Ветлужане - санники. Санник да тележник, а выехать не на чем.

Вильняне - в Вильне семь дорог для жида, да три для поляка. В Вильне - что в мыльне

Витебцы - волынка и гудок, сбереги наш домок; соха и борона, разорили наши дома.

Вичуговцы - салфетошники

Владимирцы - клюковники.— Собирались кулики, на болоте сидючи, они суздальцы и володимирцы, и волынка и гудок. Владимир - Деревянные печи, золотые вороты, железные церкви. (Деревянная печь действительно находилась в старом архиерейском доме близ Успенского собора; золотые владимирские ворота получили свое название от золотой главы; железная церковь, стоявшая там близ Рождественского монастыря, уничтожена была в конце XVIII века.)

Вологжане - теленка с подковой съели.— толоконники.— толокном Волгу замесили.
На словах, как на масле, а на деле, как на Вологде.

Вытегоры - камзольники

Вязьмичи - прянишники, коврижники. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные. Глупая Вязьма, бестолковый Дорогобуж.

Вятичане - Вятская баталия.— Слепороды.—Вятка всему богатству матка. Хлыновские бояре.— Свистоплясцы. (Слепородами вятичан прозвали после несчастной их битвы с устюжанами. Это было в 1480 году, когда к ним они пришли, как соседи, на помощь против татар. Вятичане открыли сражение против устюжан ночью, под предводительством Михаила Рассохина, а устюжанами управлял новогородский выходец Анфал. С рассветом дня увидели они, что били своих соседей, а не татар). Вятски - ребята хватски. Мы, вятчки, ребята хватчки: семеро одного не боимси. Колдыки (гов. колды). Вятчане на руку не чисты: вчера с нами ночевали, онучку украли.

Галичане - Що парь галуньки. Корову на баню тащили. (Галичан наши деды называли кривичами, по их хитрости и оборотливости в торговых делах). Галич Кострому обманул на острову. Галичане - галки набатные.

Глуховцы - попушный табачок.

Даниловцы - любимые ловцы даниловцы невыдавцы.— Кошкодавы: кошку не купили, а на базаре задавили.

Демьянцы - горшечники; по гаршки!

Дмитровцы - лягушечники.

Донцы - осетерники, балычники, станичники. Вышел из полону, да поселился на Дону. На Дону ни ткут, ни прядут, а хорошо ходят

Егорьевцы - коновалы, головотяпы, рудометы: Сам нож точит, а говорит: не бось!

Елатомцы - бабешники.

Ельчане - Сычужники. - У нас, в Ельце, на Сосне-реце, курица втёнка вывела. - В Ельцу - девка по яйцу, а позадь Ельца - половина яйца. Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.

Ефремовцы - в кошеле кашу варили.

Заднепровцы - Задрипанцы. (Так киевляне в старину величали запорожцев за их неопрятность).

Зубчане - волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щец не дали, взашей прогнали. Зубчане - таракана на канате на Волгу поить водили.
- Ты кто молодеч? - Зубчовский купеч. – А где был? – В Москве по миру ходил

Ивановцы - Богат и хвастлив, как ивановский мужик.

Кадомцы - целовальники, сомятники: сома в печи поймали (Мокша потопляет Кодом: когда-то и занесло сома в открытую печь).

Кадуевцы - кадошники. Кадуй - бока надуй.

Казанцы - Казань прогребли и орду прошли.

Калужане - Калужанин поужинат, а туляк так ляжет.— Щагольники: щагол щаглует на осиновом дубе да воскогурнет: ткау! ткау!—Наша Калузя Москвы болей не болей, а калачами да квасом удалей.

Калязинцы - свинью за бобра купили.— У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай

Каменец - венец: кругом вода, а в середине беда (р. Смотрич обтекает вкруг скалы, на которой Каменец-Подолъск).

Каргопольцы - Чудь белоглазая.— Сыроеды.

Кашинцы - собаку за волка убили, да деньги заплатили.
(Когда-то кашинцы собрались поохотиться. Сборы были долги: да зато собрались всем городом. Вот и спрашивают друг у друга: что бить? что ловить? Мир придумал, пригадал: бить волков. Далеко ходить было некуда; лес рос под ногами. Стали по облавам и ждут зверя. Бежит зверь немудрый. Кашинцы вскрикнули, разом подняли дубину, да и давай мочалить зверя. Лежит зверь убитый, а какой? Тут только мир спознал, что убита воеводина собака. С воеводой даром не сладишь; собрали со всех дворов окуп, да и помирились с ним.)

Каширцы - Шапку долой. А що? Глянь: все бо бояре. (Проезжая по однодворческим деревням и видя избы с трубами, ворота с растворами, сани с козырями, мужики считали их барскими усадьбами.) Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.

Кижане - Золотую грамоту просили.

Кимряки - летом штукатуры, зимой чеботари. Петуха на канате кормили, чтоб на чужую землю не перешел.

Кинешемцы - Суконщики.—Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит. (Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились).

Клиновцы - Лапотники.

Ковровцы - офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык).

Кологривцы - Дегтярники.

Коломенцы - Чернонебые.

Коляне - Кола - крюк, а люди уда. Кольско страшилище, Кольская губа, что московская тюрьма, (не скоро выйдешь). Коляне господни - народ израильский: что ни слово, то зазубра, Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут. На Коле человека убить, что кринку молока испить.

Костромичи — Костромичи в кучу, ярославцы прочь; они на руку не чисты; лапти растеряли, по дворам искали: было шесть, сыскали семь. - голодраные, острокопытники, тамойки (говор, тамойко вм. там).


Крапивненцы - Сено с колокольным звоном встречали, а воеводы не видали.
(Прослышали крапивенцы, что с Соловы поднялся к ним воевода. Нарядились миряне в праздничные кафтаны и сели по лавкам. А чтобы знать, когда встречать воеводу, то послали десятского на колокольню, с наказом: «Как будет подъезжать воевода, звони». Заклубилась пыль по дороге. Десятский затрезвонил. Вышли миряне с хлебом-солью. Глядят: едет мужик с сеном. Ему-то миряне и ударили челом).

Красноярцы - сомятники.

Кромляне - Живет в кромах в разных домах.

Куряне - Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина,

Ладожане - Щуку с яиц согнали.

Ливенцы - саламатой мост обломили.
(В какое-то незапамятное время приехал в Ливны на воеводство воеводич. Ливенцы наварили саламаты по горшку с двора и повезли в подарок воеводичу. Поехал обоз с саламатой по мосту, а мост, некрытый, нешитый, из тычинок собранный, хворостом прикрытый, под саламатой провалился).

Лихвинцы - Лихвинские горы да новосильские воры злее всех.

Луговцы - Разносчики.



Лучане - В Луцку все не по-людску: навколо вода, в середине беда.
(Это старинное присловье о Луцке произошло от жидов и униатов, наполнявших город в начале XVII века).

Любимцы - Козу пряником кормили.—Водохлебы.

Малорусы - Мазепинцы.—Хохлы.— Чубы.—Хохол глупее вороны, а хитрее черта.—Москаль продал с хохла пояс на ярмарке за три деньги, а хохол в придачу пошел ни за калач, ни за денежку.—Цап ведет сто баранов на базар, а татарин сто хохлов в Крым.— Что вы за люди ? Мы бо не люди, а малороссияне. - Казак, коли ни пье, так воши бъе, а все-таки не гуляе. - хохол не соврет, да и правды не скажет. - и по воду хохол, и по мякину хохол! Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела. Чтоб те хохлы да повыдохли! - А чтоб те москали да их повытаскали (ответ).


Мезенцы - сажееды, чернотропы (неопрятны).

Можайцы - можайцы поросятники, можайский ветер (ненадежные).

Мологжане - коноводы (т. е. управляют коноводками по Волге)

Моршанцы – сомятники

Мосали - Гуторы: гуторили, гуторили, да и загуторили воеводу.—Матушка Заугра! Не потопи нашего города Мосальска и нашего старосту Гаврюшку.

(Когда-то мосали отправили целым миром своего старосту Гаврюшку в Москву. Староста выехал на санях, прямо по реке Угре. Вдруг вода поднялась из берегов; икры пошли за икрами; старосту затерло во льдинах. Взахались мосали, припали к берегу и стали голосить: «Матушка Заугра! не потопи нашего города Мосальска и нашего старосту Гаврюшку».)9


Москвичи - Московский час подожди.— С москалем дружи, а камень за пазухой держи.— Москаль не велик человек, да бя (опасен)!—Правда московская.—Москаля везти (обманывать).—Вид москаля, полы срижи, да втекай. —Мать: кто иде? Дочь: Черт. Мать: Добре, дочушка, а бы не москаль.— От черта открестишься, а от москаля дубиной не отобьешься.— Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся. - В Москве толсто звонят, да тонко едят.— Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.—Вин как намоскалился, що из-пид живаго пьяты режит.—Видно, велик город, что семь воевод.—В Москве недороду хлеба не бывает.— Живет в Москве не в малой тоске.—Два брата с Арбата, а оба горбаты.— С Масквы, с пасада, с авашнова ряда(дразнят акальщиков). - Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала (старин. урал. каз.). Как москаль скажет сухо, поднимайся под самое ухо!
(Присловье: Правда московская вышло от псковичей, когда москвичи взяли Псков, когда они на Москве били челом в своей покорности.— Видно, велик город, что семь воевод—указывает прямо на семибоярщину. Другие же выдуманы малороссиянами. Так присловье: Московский час подожди — произошло от медленности в делах. Поговорка москвичей: сейчас!—надоела малороссиянам.)

Муромцы - (Калашники.—Вертячие бобы.— Святогоны (выгнали из своего города епископа Василия, в XIII веке.)
.
Мценяне - Амченина бы те во двор! (а святых вон)

Нерехонцы - Село Лупино, Арменки глупые, а Нерехта на ум наставит.—Не бойся по Армейской дороге воров, а бойся в Нерехте каменных домов

Нижегородцы - бородка нижегородка, а ус макарьсвский. Дома каменные, люди железные..—Нижегороды не уроды. Нижегород - либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица. Нижний - сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего (Нижний, на двух реках, но на горе).

Новгородцы - Долбежники.— Гущееды. — Упрям, как новгородец.— Ты ведь не новгородской дворянин.
(Долбежниками москвичи называли новгородцев по их дубинкам, с которыми они в старину ходили на бой. Гущеедами прозвали новгородцев за постное кушанье, во время поста приготовляемое из ободранного ячменя, сваренного в одной воде. В старину хлебосольные москвичи, выговаривая спесивому гостю, что он не приезжал к обеду, говорили :«Ты ведь не новгородский дворянин».) Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова. Новгородская честь. Новгородская душа (честность в древней торговле).


Новоторы: - Города Коростеня, владыче Олгино, народ кривичи. (В Новоторжске есть близ города городище, а жители, желая оставить за собою старшинство, говорят: «Мы люди старые; прежде были посадские города Коростеня, владенье Олгино, народ кривичи».) - Новоторы воры. Так с незапамятных времен новоторов величают осташи, а новоторы отвечают им тогда на этот попрек: «И осташи хороши!»



Одоевцы - Молодец, молодец! Продай за грош постных яиц!

Олончане - Олонцы—добры молодцы.—Наши молодцы не бьются, не дерутся, а кто больше съест, тот и молодец.— У нас один молодец съел тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.— Один молодец ел хлеба мягка, ножа был востра, а как шапка свалилась, на пол покатилась, до реки пихал ногой, а войдя в реку, почуял, что-то лопнуло. «Не брюхо ли лопнуло?»—подумал. Глядит: брюхо цело, ремень лопнул! Голову нагнул и шапку надел.—Любезный Олонец, белые берега.—Кайваны в Олонец не бывали.

Онежане —Во всей Онеги нет телеги.—Летом воеводу на санях возили по городу.—На рогах онучи сушили.

Орловцы - Проломленные головы.— Орел да Кромы первые воры, да и Карачи на поддачу.

Осташи - сапожники, золото-швеи Волчьи объедки.—Ершееды.— Опозорили, опозорили. Да чем же? Уж и не говори.



Пензяне - Сура речка у нас важная, течет потихоньку, донышко у нее серебряное, круты бережка озолоченые.

Петрозаводцы - Качу лавочку, качу мытной двор, качу свой тор-жок.—Боску съели.—Боска, боска, на тебе костку! (о собаке)

Пинежане - икотники (общая там болезнь: икота, кликушество). Покупала по цетыри денезки, продавала по дви грошики. Барыша куца — куцей, а денег ни копиоцки.

Полтавяне - Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.

Поморы - красные голенища (нерпичьи).

Пошехонцы - Слепороды: в трех соснах заблудились.—За семь верст комара искали, а комар у пошехонца сидел на носу.—На сосну лазили Москву смотреть.

Псковичи - Небо кольями подпирали. (Когда-то во Пскове было долго ненастное время, тучи ходили низко, так низко, что православные думали—небо валится на землю. Собрались на мирскую сходку подумать—как бы отбыть беду? Три дня псковичи думали, а на четвертый приладили дело: разобрать городьбы да кольями подпереть небо. Разобрали городьбы и стали с кольями по всем концам города. Наступило ведрушко, прошли тучи. Идет посадский по городу, сам бороду покручивает, на народ поглядывает, посередь площади становится, а сам говорит: «Здорово-те, православные! отбыла беда; идите по домам».)


Ржевцы - Батьку на кобеля променяли.

Романовцы - Схорони концы.—Барана украли и в зыбке качали.

Роменцы - табачники (полтавок.).

Рославцы - дегтяри.

Ростовцы - Вислоухие. Лапшееды.— Озеро соломой зажигали.— У нас-ти, в Ростове, чесноку-ти, лука-ти много, а навоз-ти все коневий. (Вислоухими старики прозвали ростовцев за зимнюю шапку с длинными ушами; лапшеедами — за любимое их кушанье, лапшу). Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.

Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.

Рязанцы - Кособрюхие.—Мешком солнышко ловили.— Блинами острог конопатили. -“у нас в Рязани грибы с глазами, их ядять, а они глядять”

Самарцы - горчишники.

Саратовцы - Саратовские мещане собор свой с молотка продали.

Серпуховцы - Дядя едет из Серпухова, бороду гладит, а денег нет.


Сибиряки - Сибирь Золотое Дно. В Сибири бабы коромыслами соболей бьют Сибирский варнак. Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут.


Сицкари - Сицкарь с топором, что казак с .конем (на р. Сити; Яросл. Мол.).
Сицкаря топор одевает, топор обувает, соха кормит.

Слобожане (Вятск.) - жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).

Смольняне - крупенники, мезговники (мезга - сосновая облонь, которую мешают в хлеб). Смоляне - польская кость, да собачьим мясом обросла. Смоляне миром блоху давили - Якой губерни? Смоленской. Якого уезда? Города Дорогобужска. Якой волости? Демьяновой посады. Якого села? С Ивановой усадьбы. Якого барина? Про то не ведам. Крупинники.

Солигаличане - Бревенщики.— Известняки.

Спасцы - Откуда ты, молодец? Спасский купец. Чем торгуешь? Красным товаром: сальными свечами и чистым дегтем.

Старичане - Петуха встречали с хлебом с солью. Возьми сорок алтын?—Сороци, не сороци, а меньше рубля не отдам.

Старорусцы - Лошадь съели, да в Новгород писали, чтоб еще прислали.


Судиславцы - Грибовики.

Суздальцы - Мизенники. Мазалы. – Сальники - В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться.

Сызранцы - ухорезы.


Тамбовцы - Молоканы.— Хрептуки степные.

Тверитяне - Ряпушники.— Забегай, забегай! А что? Не видишь, что куница бежит. Это собака с Клементьева двора. Ну, так пускай себе бежит.

Тихвинцы - Свято то место, где тихвинца нет.— Козу на колокольню тащили.

Торопчане - Торопчанина обманет цыган, цыгана жид, жида грек, а грека черт.

Троичане (Сергиев посад) - Поляки с пушками, а мы с клюшками. (Это относится к осаде Троицкой Сергиевой лавры при тушинском самозванце).

Туляки - Стальная душа.— Блоху на цепь приковали.— Хорош заяц, да тумак; хорош малой, да туляк.— Живет в Туле да ест дули.—Бей челом на Туле, ищи на Москве - Тула зипун сдула.


Усольцы - Огуречники.

Устюжане - Красноязыки.— Черносеребрянники.—Мазы.

Угличане - Не босъ, не бось, батька! ведь это не наше.
(Было время, говорят старики, которого давно никто не помнит, ненастное и голодное; в это-то время собрались углицкие мужики, отец с сыном, поворовать с горя. Ночь была темная, а отец, на беду, еще был и подслеповат. Как вышли из двора, то и дорога пропала. Пропели третьи петухи, и дорога сыскалась, когда уже прошло золотое время. «Поди, батько,— так говорил сын отцу,—ты посмелей меня». Как на беду, отец куда ни придет, везде мерещится ему свой дом. Сын указал отцу чужой дом. Лезет старик на сыниных плечах, и за что ни дотронется, все как будто свое берет, а сын ему кричит: «Не бось, не бось, батько! ведь это не наше!»)

Холомогорцы - заугольники.
(Как-то раз Петр Великий проезжал в Архангельск; холмогорские староверы, из страха, боясь приблизиться к государю, смотрели на него из-за угла. С тех пор будто соседи стали их называть заугольниками).

Чухломцы - Чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.

Шенкурцы - водохлебы (бурлаки, носят ложку на шляпе).

Шуяне - Кабы мне крепкого мыльца. -Беса в солдаты отдавали. Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут

Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли.

(источники: Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым, толковый словарь Владимира Даля).
Tags: русь, словесность, этнология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment