kruchina (kruchina) wrote,
kruchina
kruchina

Categories:

Юрик-новосел


"В старину князьки местами жили. Кто где расширился и овладевал местом, тут и жил. И приехал Юрик-новосел из северной стороны из дальней украины, и распоселился жить в Ладоге. Но тут ему место не по люби, и приезжает он в Новгород Великий, и не с голыми рукама, и в союз вступает. И живет он день ко дню, и неделя ко неделе, и год ко году, – и залюбили его новгородцы, что человек он веселого нраву и хорошего разуму и повышает себя житьем богатством, а тут побаиваться стали. Вот зазвонили на суем - в колокол, - и выступает этот Юрик-Новосел: «Что, говорит честное обчество, возьмите меня в совет себе, и будь я над вами как домовой хозяин. Только можете ли вы за наряд платить мне половину белочьего хвоста?» Сметили и погадали граждане новгородцы и сказали: «Можем и будем платить половину белочьего хвоста».

И мало-помалу уплатили они, и им не в обиду это. Вот опять зазвенел колокол, и на сходе собрались, и говорит Юрик: «А что, честное обчество можете ли вы платить мне и весь белочий хвост?» Подумали-погадали и опять сказали «Можем», и платить стали.

Прошло немного, опять в совет собрались: «А что, честное обчество, можете ли половину белочей шкуры платить?» И ответ держат: «Можем».

Еще немного прошло – и в совете опять спрашивает Юрик: А что, честное обчество, можете ли вы платить мне и всю белочью шкуру?» Порешили платить и всю белочью шкуру и платили долго.

Видит Юрик, что платят, собрал всех на сходку, и говорит: «За белочью шкуру хочу я наложит на вас малые деньги, можете ли вы поднять мне?» И малые деньги они подняли – и поныне помнят этого домового хозяина в Северной украине, и в Олонецком крае, и в Новгороде.

И после этого Юрика пуще и пуще повышали дань с алтына на четвертину, а с четвертины на полтину, а с полтины на рубль и так до Петра Первого, а после Петра платили и с живой души, и с мертвой, и рубль, и два, и три, и четыре, и пять".

Источник: Народная проза. Москва «Советская россия» 1992 Впервые опубликовано здесь: Барсов Е. В. Северные народные сказания о древнерусских князьях и царях. // Древняя и новая Россия 1879 г. № 9. Записано от В. П. Щеголенка в Олонецкой губернии.


Пояснения: Украина (не путать с. Малороссией) здесь окраинная или порубежная земля. Суем – отдаленно родств. польскому «сейм» от приставки «су (съ) и «имать» - «соимать» - собирать вместе.
Алтын - 6 денег (3 коп) четвертина 50 денег (25 коп) полтина – объяснений не требует.

Примечательно, что предание о Рюрике сохранилось в народе больше чем тысячу лет, хотя вероятно и то ,что летописный рассказ о призвании варягов с подлинными историческими событиями соотносится также, как Юрик-новосел с Рюриком "Повести временных лет". И еще примечательно, что именно с Петром в народном сознании связано резкое ухудшение жизни тяглового сословия. Это своего рода рубеж. Все, как и было на самом деле, да. Сказка ложь, да в ней намек, как говорится. Непонятно только, это предание пошло гулять в Олонецком крае как пересказ места о призвании варягов из «Повести временных лет», или, и "Юрик-новосел", и летописный рассказ о Рюрике-варяге восходят к одному очень древнему устному источнику.
Subscribe

  • Из Боливии.

    Староверы из Боливии возвращаются в Приморье. Пятнадцать семей староверов возвращаются в Приморский край из Боливии по программе содействия…

  • Раньше жили люди здесь.

    Отметил появление жанра, который можно назвать «этническая сатира». Впрочем веселого в этой сатире мало совсем. Фолк-рок, барды и прочие толкинутые…

  • Искоренение православия на Аляске.

    На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что они должны, наконец, дать настоящее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments